Знакомимся с ксеноном
Ксенон. Ксеноновый свет. Все что-то слышали, что-то знают, многие имеют. Что это такое? Принципиальное отличие ксеноновых и галогенных ламп — отсутствие у ксеноновых ламп нитей накаливания. Источник излучения света в ксеноновой лампе — электрическая дуга, образуемая между электродами.
Свет, излучаемый ксеноном, по спектру близок к дневному свету, поэтому очертания предметов различаются четче. Создаваемая ксеноном видимость при любых погодных условиях не создает лишнего напряжения зрения, лучи ксенонового света проходят сквозь капли дождя или тумана, и освещают полотно дороги. Пучок ксенонового света намного шире обычного, что, конечно, улучшает видимость предметов на обочинах дороги. Ксенон излучает в два раза больше света, чем галогенная лампа, потребляя в два раза меньше энергии. Срок службы ксеноновых ламп — 2800-3000 часов. Срок службы галогенных ламп — 180-500 часов.
Что такое биксенон? Это – двойной ксенон, то есть, одна лампа обеспечивает ближний и дальний свет, что актуально, например, для семейства ВАЗ 2108. Ксеноновые лампы светятся разным светом, то есть имеют разную цветовую температуру.Что такое цветовая температура? Тем, кому это интересно – немного физики. Представим себе некое тело, которое не отражает световые лучи. Например, спираль из вольфрама в электрической лампе. Соединим лампу с электрической цепью через реостат, подадим ток, и будем наблюдать за цветом спирали, увеличивая ток. Со временем спираль начнёт светиться красным цветом. В этот момент его температура будет равна 900 градусам по Цельсию. Все излучения происходят от скорости движения электронов, эта скорость равна нулю при нуле градусов Кельвина (-273С), поэтому в дальнейшем будем пользоваться шкалой Кельвина. Таким образом, начало видимого излучения наблюдается при 1200К, что соответствует красной границе спектра. То есть, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжая нагревать спираль и замерять температуру, мы увидим, что при 2000К цвет станет оранжевым, при 3000К – жёлтым, а при 3500К спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, при достижении температуры 5500К цвет излучения стал бы белым, к 6000К голубоватым, а при дальнейшем нагревании до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра.
Это и есть цветовая температура излучения. Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Например, цветовая температура пламени свечи 1200К, а температура морозного зимнего неба 12000К.
Ксеноновые лампы обычно имеют температуру от 4050К и выше. Максимальная яркость достигается при температуре 4300К (бело-желтый свет), именно его ставят штатно на автозаводах (иностранных, конечно), но он очень похож на галогенный, поэтому большинство покупателей предпочитает лампы с температурой 6000К (холодный бело-голубой свет). Есть еще варианты ламп с температурой от 8000 до 10000К. Светят они синим, почти фиолетовым светом.
Преимущества и недостатки
Ксеноновые фары (XENON) - на сегодняшний день наиболее продвинутая технология в области автомобильных световых систем. Ксеноновая фара дает в два раза больше света по сравнению с современной лампой H7, потребляя при этом на треть меньше энергии, а схожий с дневным светом спектр (4000-5000Келвинов) ксенонового света приятнее для человеческого глаза.
К преимуществам ксеноновых фар также относится:
- срок службы ксеноновой лампы в несколько раз больше по сравнению с галогеновыми;
- стекло фары не нагревается (особенно актуально для противотуманных фар, т.к. сводится к нулю вероятность того, что стекло может лопнуть от перепада температур);
- как не странно, но когда установлен ксенон, фары меньше загрязняются (из-за того что стекло не нагревается, грязь не засыхает), соответственно Вам не придется постоянно выходить и протирать фары.
Все это дает громадный выигрыш в безопасности и удобстве вождения.
Однако есть и минусы:
- высокая стоимость блоков и ламп;
- желательно менять обе лампы, если одна перегорела;
- нежелательно "моргать" дальним светом, если на нем установлен ксенон (вредно для блоков и ламп).
Что такое превдоксенон?
Отдавая дань моде и спросу на "ксенон" многие компании-изготовители наводнили рынок обычными галогеновыми лампами накаливания, колбы которых покрыты специальным составом для придания ей голубого цвета. К сожалению, эти "псевдоксеноновые" лампы не имеют с настоящими ксеноновыми газоразрядными лампами ничего общего, поскольку сама природа возникновения света в них абсолютно различна. И если настоящие ксеноновые лампы освещают дорогу действительно ярчайшим голубовато-белым "дневным" светом, то эти лампы излучают в действительности смесь голубого и желтого света. В большинстве случаев их применение не улучшает, а ухудшает реальную видимость.
Многие фирмы маркируют и рекламируют производимые ими лампы как "ксеноновые". Тем не менее по сути эти лампы - ни что иное как фактически обыкновенные галогеновые лампы накаливания, зачастую с увеличенной мощностью потребления для того, чтобы произвести впечатление на покупателя. В результате Вы устанавливаете в фару не источник света, а хорошую "печку", поскольку почти вся энергия уходит в тепло из-за низкого КПД. ламп накаливаня как светового прибора. Помните, что система "настоящего" ксенона всегда предполагает использование совместно с лампой специального блока управления, обеспечивающего запуск лампы и ее нормальную стабильную работу.
Хотя не только корейцы и китайцы пытались изобрести хоть что-то,по спектру свечения напоминающее ксенон.Включились в эту гонку и немцы.Были разработаны новые типы галогеновых ламп с измененным спектральным составом света. Лампы Philips с таким спектром называются Blue Vision (игра слов: голубое зрение / голубая мечта). Внешне свет фары с такой лампой выглядит более белым по сравнению с обычным. Понятно, что по яркости такая лампа не может сравниться с ксеноновой, однако, цвет выделяет машину из общего потока. Лампы типа Blue Vision существуют трех типов: h4 12V-60/55W, H1 12V-55W и H7 12V-55W. Они выпускаются в упаковке следующих видов: 1. 2 лампы Н4 и 2 лампы W5W синего цвета (для установки в подсветку фар); 2. 2 лампы Н1 3. 2 лампы Н7 в прозрачной коробке (как Н1); 4. лампы Н1 и Н4 выпускаются также по одной штуке в блистерной упаковке. Эти лампы соответствуют европейским нормам, имеют стандартную мощность и могут быть без проблем установлены взамен обычных галогеновых ламп типов Н1, Н4 и Н7. Широко распространено заблуждение, что лампа такого типа (псевдо-ксенон) должна светить синим светом. Поэтому энтузиасты ставят на лампы синие колпачки или покупают лампы с напылением такого же цвета. Некоторые даже закрывают фары синими полупрозрачными колпаками. Ничего кроме вреда водителю и машине такой подход принести не может. Любое напыление, колпачок или крышка на фаре приводят к тому, что на дорогу попадает существенно меньше света, чем надо. Можно поднять яркость, поставив лампу более высокой мощности, но есть риск что стекло фары лопнет. Первоначальная идея состояла в том, чтобы приблизить свет лампы по спектральному составу к солнечному. Поэтому свет у лампы, похожей на ксеноновую, должен быть более белым, а не более синим. У ведущих производителей ламп такое изменение достигается путем целого ряда технологических новинок, этим, в частности, объясняется, что фирменные лампы появились в продаже позже китайских. Слово <голубой> в названии означает лишь большую долю синего цвета в общем спектре, что и делает свет более близким к солнечному. И то, что лампы соответствуют европейским стандартам, говорит прежде всего о том, что их можно использовать без ущерба для собственной безопасности....чего нельзя сказать о поделках NO NAME, которые мало того,что не светят как надо,так еще имеют маленький срок службы и могут при случае просто взорваться или расплавиться(речь идет о стеклянной колбе).
Хотя есть на рынке и изделия таких именитых производителей,как Osram, Narva.....Лампы японского производства PIAA вообще стоят особняком среди галогеновых ламп.Они конечно ярче светят,но цена!!! Не все готовы отдать около 100 американских доларов за 2 лампочки.
Всё о ксеноновых лампах, или почти всё
Немного истории и введение в ксенон. Собственно с появления идеи освещения дороги перед мчащимся автомобилем, несколько типов источников освещения сменяли друг друга. Сначала автомобили были оснащены газовыми, а именно пропановыми лампами. Вскоре, на смену им пришли вакуумные лампы накаливания, затем галогеновые лампы. Теперь настали времена ксеноновых ламп. Первая газоразрядная ксеноновая лампа для автомобиля была разработана не кем-нибудь, а фирмой Philips, носила она аскетичное имя D2S ®. HID-лампы (High Intensity Discharge или в простонародье «ксеноновая лампа») стали применяться в автомобильных осветительных приборах с 1992 года. Цель, которую преследовала фирма Philips — увеличение яркости света. Ксеноновый световой поток высокой интенсивности получается за счет свечения газа, инициированного дуговым разрядом между двумя электродами. Электроды лампы находятся в колбе, заполненной ксеноном и солями металлов под большим давлением. Ксеноновая лампа имеет цветовую температуру около 4.300 градусов по Кельвину (на примере Philips (Osram) D2S). Для примера, — галогеновая лампа имеет цветовую температуру свечения порядка 2.800 градусов по Кельвину. Чтобы стало совсем понятно, — цветовая температура свечения имеет ключевое значение при освещении. Так, Солнце имеет цветовую температуру порядка 5.000 — 6.000 градусов по Кельвину. Ксеноновая лампа обладает максимально приблеженным к солнечному свету спектр излучения, обеспечивая наиболее естественное освещение.
Какая потребляемая мощность у HID ламп (ксеноновых ламп)?
В среднем 35W потребляет ксеноновая лампа. 55W и более — обычная. Световой поток, обеспечиваемый ксеноном — 3.000 люменов против 1.550 у стандартной галогеновой лампы мощностью 55Вт.
Каков средний срок службы ксеноновых ламп?
Средний срок службы ксеноновых ламп D2S ®, например, составляет порядка 2.800 – 4.000 часов. Гарантированный срок службы галогеновых 100 — 500 часов.
Как переносят ксеноновые фары русские дороги?
Высокая вибростойкость обеспечивается отсутствием нити накаливания. Мораль такова — нет нити — нечему обрываться.
Действительно ли обзорность лучше при ксеноновом освещении?
Да, лучше. Все мы знаем, как важна обзорность в темное время суток, дождливую, туманную или снежную погоду. Свет, излучаемый ксеноновой лампой, имея по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность, значительно помогают водителю улучшить видимость дороги. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучёк света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Немаловажным также является то, что «ксеноновый» свет в силу особенности своего спектрального состава позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги (включая дорожные знаки) на значительно большем расстоянии.
Не слепит ли отраженный от снега и дождя яркий ксеноновый свет?
Даже в дождь и туман ксеноновые фары не создают перед Вашими глазами «световую стену». Лучи ксенонового света легко «пробивают» туман и освещают не капли дождя или тумана,а именно полотно дороги.
Сильно ли греется ксеноновая лампа?
Ксеноновая лампа греется намного меньше чем галогенная. Так при потребляемой мощности в 35 Вт у ксенона в тепло уходит порядка 7% энергии, в то время, как у галогеновой лампы при потреблении минимум 55 Вт в тепло уходит около 40% энергии.